Технические регламенты Таможенного союза

В настоящее время из-за отсутствия синхронизации технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) и национальных стандартов стран в него входящих, страдают не только импортеры. Задержка грузов на складах временного хранения на неопределённое время, запреты на выпуск в свободное обращение продукции, ставят под удар международные бизнес-цепочки, в которых задействованы тысячи предприятий и миллионы людей.

О необходимости гармонизации вышеуказанных нормативных документов открыто заявляют и представители органов исполнительной власти: таможня, прокуратура, полиция, налоговая служба.

Ежемесячно за экспертной оценкой по данному вопросу во Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) поступает порядка 120-180 обращений от контролирующих государственных органов.

Интересна статистика данных обращений за последние годы.

  • 2010 год (начало работы Таможенного союза)  – 476 обращений
  • 2011 год – 512 обращений
  • 2012 год – 599 обращений
  • 2013 год – 573 обращений
  • 2014 год – 621 обращений
  • 2015 год – 687 обращений
  • 2016 год – 683 обращений
  • 2017 год – 988 обращений
  • 2018 год – 1105 обращений

Как легко можно увидеть, с каждым годом растет недопонимание во взаимоотношениях между органами власти и бизнеса в сфере обязательной сертификации и декларирования продукции. В судах находятся на рассмотрении сотни дел о нарушении законодательства в области обязательного подтверждения соответствия продукции. За 2018 год судами разных инстанций было принято более 250 решений с учетом экспертной оценки ВНИИС.

Актуальность выдачи заключений о принадлежности продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия обусловлена следующими факторами:

Требования технических регламентов Таможенного Союза периодически изменяются.

Например: платформы (подъемники) для лиц с ограниченными физическими возможностями не подпадают под действие технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011). Кроме того, данные платформы не попадали под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823.

Однако, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии 19 мая 2015 года № 55 были внесены изменения в Перечни стандартов, обеспечивающие выполнение требований данного регламента (для справки – дата вступления в силу данного Решения 20.06.2015 г.), в результате чего данные платформы, неожиданно для участников экономической деятельности, стали объектом обязательного подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 010/2011.

Это типичные случаи, связанные с корректировкой перечней стандартов, обеспечивающих выполнение требований технических регламентов. Однако, выявить эти ситуации возможно только по результатам анализа требований межгосударственных (национальных государственных) стандартов, специальных знаний и компетенции.

Таможенный перечень продукции (товаров), для которых требуется обязательное подтверждение соответствия, не дает конкретного ответа участникам экономической деятельности и сотрудникам таможенных органов о необходимости обязательного подтверждения соответствия продукции, т.к. многие позиции этого перечня содержат записи «из кода ТНВЭД». Данная расплывчатая формулировка не дает возможности однозначно идентифицировать продукцию, как объект обязательного подтверждения соответствия, только на основе кода ТНВЭД. Это приводит к тому, что в свободное обращение на территорию Таможенного Союза поступает продукция, не прошедшая процедуру обязательного подтверждения соответствия, что вызывает справедливые упреки потребителей.

Именно поэтому, для идентификации товара необходим всесторонний анализ требований соответствующих технических регламентов и стандартов.

Вместе с тем, значительное количество продукции подпадает под требования нескольких технических регламентов ТС, к примеру: упомянутые платформы (подъемники) для лиц с ограниченными физическими возможностями имеют напряжение питания как 220 В, так и 380 В переменного тока.

Поэтому, данные платформы (подъемники) подпадают также под действие технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств», и для подтверждения соответствия этой продукции требуется представление декларации о соответствии.

Таким образом, отсутствие экспертизы, проводимой квалифицированными экспертами, приводит к тому, что в свободное обращение на территорию Таможенного союза поступает продукция, не прошедшая всех установленных процедур обязательного подтверждения соответствия.

Это одна сторона медали – именно необходимость проведения процедур сертификации и декларирования продукции.

Давайте посмотрим с другой стороны.
На рынок поступает огромное количество продукции, на которую вообще не требуется предоставление каких-либо документов  в области обязательного подтверждения соответствия. А как это можно подтвердить сотруднику таможни, у которого в экране компьютера горит красным цветом требование о сертификате либо обычному покупателю в супермаркете? Да, возможно рекомендовать им ознакомиться с нормативной документацией, объяснить, что товар не должен сопровождаться документами и т.д. Однако, это только слова. Именно поэтому, во ВНИИС идут обращения по всему спектру продукции, имеющей обращение на рынке стран, входящих в  Евразийский экономический союз.

Получение документа (заключение института) о том, что на продукцию нет необходимости оформлять сертификат либо декларацию о соответствии снимает как административный барьер, так и способствует конструктивному диалогу на рынке.

Мало того, в многочисленных судебных тяжбах именно заключение ВНИИС являлось тем камнем, который перевешивал чашу весов Фемиды для принятия справедливого решения в делах о несоблюдении законодательства в области обязательного подтверждения соответствия продукции.

Следует иметь в виду, что работа по подготовке заключений носит экспертный характер, которая требует соответствующей классификации, знания норм технических регламентов, правил и процедур подтверждения соответствия с применением классификаторов ТНВЭД, межгосударственных (национальных государственных) стандартов.

Представляется, что актуальность заключений по вопросам применения технических регламентов Таможенного Союза будет возрастать по мере вступления в силу новых технических регламентов.

Именно для оказания участникам экономической деятельности и органам власти консультационных услуг в сфере технического регулирования, в том числе по изменению технических регламентов (национальных и Таможенного Союза) и стандартов, АО Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации  в период с 1997 года по настоящий момент, выдаёт заключения о необходимости обязательного подтверждения соответствия продукции (далее – заключения) и консультации участникам экономической деятельности и органам власти (таможня, прокуратура, суд, полиция и т.д.).

Для справки: во ВНИИС поступает порядка 650-700 запросов в месяц непосредственно от участников экономической деятельности.

И в заключение – хочется обратиться к представителям органов исполнительной и законодательной власти, принимающим решения в области обязательного подтверждения соответствия продукции:
необходимо полностью гармонизировать существующие Перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии с действующими техническими регламентами и требованиями национальных стандартов, провести анализ положений технических регламентов ЕАЭС и Российской Федерации, с целью сопоставления объектов технического регулирования и объектов обязательного подтверждения соответствия и необходимости внесения изменений в единые перечни, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 982.
Также необходимо более детальное указание наименований продукции, включенной в данные перечни, с целью исключения проведения «двойного» подтверждения соответствия

Руководитель группы подготовки заключений ВНИИС
Ногин Владимир Евгеньевич

 

Вопросы аудита в области бережливого производства на семинаре, организованном Концерном воздушно-космической обороны “Алмаз-Антей”

29-30 марта специалисты АО “ВНИИС” приняли участие в методическом семинаре, организованном АО “Концерн воздушно-космической обороны “Алмаз-Антей” по вопросам аудита в области бережливого производства согласно требованиям ГОСТ Р 56404-2015 “Бережливое производство. Требования к системам менеджмента”.

Система добровольной сертификации “ЛИНСЕРТ” (СДС “ЛИНСЕРТ”) разработана АО «ВНИИС» и зарегистрирована согласно поручению Минпромторга России и Росстандарта .
При оптимизации использования производственных ресурсов стандарты бережливого производства являются лучшим ориентиром для достижения экономического эффекта путем малых затрат.

По результатам семинара было принято решение о необходимости сертификации крупных российских предприятий, внедряющих производственные системы на основе бережливого производства по требованиям ГОСТ Р 56404-2015 в СДС «ЛИНСЕРТ».

Обучение по программе “Подготовка экспертов по сертификации продукции”

С 9 по 13 апреля 2018 года на базе ВНИИС будет проводиться очное обучение, в целях повышения квалификации,  по программе «Подготовка экспертов по сертификации продукции», с участием специалистов «ВНИИС», Росстандарта, Органов по сертификации продукции.

Слушатели будут иметь возможность ознакомиться с основами стандартизации, сертификации и технического регулирования, задать вопросы ведущим специалистам отрасли, а также получить удостоверение о повышении квалификации – «Эксперт по продукции». Приглашаются сотрудники и представители предприятий производителей, органов по сертификации, а также все желающие.

НОВЫЙ СТАНДАРТ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ПИЩЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ГОСТ Р ИСО 22004-2017)

Контакты:
Устинов Вадим Викторович
– ответственный исполнитель разработки ГОСТ Р ИСО 22004-2017.
Тел. (499) 253 68 98,
(916) 687 17 10,
е-mail: hасср@vniis.ru

Семейство российских стандартов по менеджменту безопасности пищевой продукции на стадии производства пополнилось новым документом: ГОСТ Р ИСО 22004-2017 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Руководство по применению ИСО 22000».

Традиционно российская версия (как и остальные 9 национальных стандартов этого семейства) была разработана специалистами АО «ВНИИС», которые уже 17 лет обеспечивают нормативной базой предприятия пищевой промышленности и многочисленные органы по сертификации систем менеджмента.

Новый стандарт разработан взамен имеющейся версии ГОСТ Р ИСО/TУ 22004-2008 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Рекомендации по применению стандарта ИСО 22000:2005» и вводится с 01.04.2018 г.  Поскольку стандарт не содержит прямых требований к системам менеджмента или к технологии их аудита, а является ценным методическим материалом для разработчиков, логично уже сейчас начать его изучение и использовать, не дожидаясь апреля 2018 года (тем более что разработка системы менеджмента безопасности пищевой продукции – процесс долгий и исчисляется, как минимум, месяцами).

 Новая версия стандарта существенно отличается от старой по целому ряду моментов, например:

  • указан состав наиболее важных для функционирования системы менеджмента документированных процедур;
  • четко определена разница между планом ХАССП и программой РRР0;
  • даны рекомендации по подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях (для обеспечения безопасности ПРОДУКЦИИ);
  • представлены ранее отсутствовавшие рекомендации по разработке программ РRРo, по проведению актуализации системы менеджмента и целый ряд других новых положений и указаний.

Разработчики стандарта из числа действующих аудиторов и специалистов Технического центра системы сертификации «Системы качества и безопасности пищевой и фармацевтической продукции», функционирующего на базе АО «ВНИИС», готовы оказать любую методическую помощь предприятиям пищевой промышленности по разъяснению положений ГОСТ Р ИСО 22004-2017.

Популярная и эффективная форма такой помощи – семинары-тренинги для 10-20 человек с выездом лектора (тренера) к Заказчику на 1 -2 дня. Такой семинар освещает наиболее «темные» и «больные» места, с которыми сталкиваются разработчики системы менеджмента пищевой безопасности, например: какой из способов валидации выбрать? как провести анализ со стороны руководства с минимальными затратами сил? как организовать моделированный отзыв? как подготовиться к действиям в чрезвычайных ситуациях? чему учить персонал в первую очередь? как бороться с аллергенами? и многое другое….